Профессиональный инструмент для выбора професси - ПРОФИКС - Комплексный подход к планированию профессиональной карьеры
phone8 (3822) 53-31-18
info@proftest-online.ru

Комплексный подход к планированию профессиональной карьеры

 

В  своей консультационной практике я работаю со школьниками, проблемы которых связаны с неуверенностью в профессиональном выборе.

«Получится  ли  у  меня  стать  хорошим хирургом?» или  «Кем мне лучше  быть?» – ответы на такие и другие вопросы  школьник ищет в ходе консультации.

Целью консультации, таким образом, является поиск профессии, соответствующей оптимальному выбору, позволяющему оптанту максимально реализовать свой потенциал в будущем. Для достижения цели решаем следующую задачу.

 

Постановка задачи.

Формальная задача в этом случае формулируется следующим образом:

необходимо найти множество М, состоящее из одной или нескольких профессий и являющееся перечислением трех множеств:

 

Множество профессий

где:

А - множество профессий, соответствующих ценностным  ориентациям и предпочтениям школьника;

В - множество профессий, соответствующих профессионально-важным качествам личности;

С - множество профессий, построенное  на основе анализа развития  профессиональной  карьеры в семье, достижений и сферы интересов оптанта.

 

Алгоритм решения задачи.

Процедура профконсультации состоит из трех этапов.

На первом этапе формируем множество А по результатам работы оптанта  в системе ПрофИКС. В процессе диалога с компьютером респондент выбирает предпочитаемые для него параметры из следующих характеристик профессий:

  • предмет труда;
  • характер деятельности;
  • средства труда;
  • условия труда;
  • уровень  образования;
  • уровень общения;
  • уровень  самостоятельности.

 

Всего в базе данных системы ПрофИКС представлено более 1300профессий. Для начального этапа консультации наиболее подходящим является список, состоящий приблизительно из 20-30 профессий. Это размер множества А, на котором осуществляется дальнейший поиск. Число 20 уже позволяет  ввести достаточное разнообразие,  сформировать персонифицированное пространство, позволяющее аргументированно подойти к оптимальному выбору, учитывая, что время консультации ограничено, с одной стороны. И с другой, 20 – это не случайные профессии,  а  те, коэффициент соответствия которых с выбранными  признаками составляет более 0,5. То есть каждая из профессий в рекомендуемом списке может рассматриваться  как неслучайная. К тому же, это наиболее устойчивый список (коэффициент устойчивости 0,9).

На втором этапе определяем профессионально-важные качества личности. В процессе диагностики используются:

  • соционический тест, определяющий особенности восприятия  и переработки информации;
  • тест профессиональных предпочтений;
  • структура мышления;
  • психогеометрический тест и пр.

На основе результатов диагностики формируется рекомендуемый список профессий, которые составляют множество В, такое, что В включено в А, поскольку А обладает достаточным разнообразием или вместимостью.

На третьем этапе формируем множество С.  Это множество формируется на основе анализа истории, прошлого. Анализируется профессиональная карьера родителей, любимые игры, увлечения, любимые предметы, профессии референтных людей, любимых героев кинофильмов, литературных персонажей и пр. Анализ прошлого направлен на осознание самости и личной ответственности за ее реализацию, актуализацию ценности собственных достижений. Множество С формируется таким образом, чтобы нашлось пересечение со множеством В, т.е. С ∩ В ≠ 0

В результате все три множества накладываются друг на друга, и перечисление множеств дает искомый результат. Схематично этот процесс показан на рис. 1. 

Суперпозиция построенных множеств содержит ответ на вопрос о том, какая  профессия наиболее соответствует оптимальному выбору 

Рис. 1. Суперпозиция построенных множеств содержит ответ на вопрос о том,
какая  профессия наиболее соответствует оптимальному выбору.

 

Вся процедура профориентации занимает 2,5 –3 часа, проходит  в интерактивном режиме при активном участии оптанта. Задача всегда имеет решение, наглядна и понятна консультируемому.

Такая схема ведения профконсультации может быть использована и для взрослых людей в случае необходимости смены профессии или деятельности, с условием ее коррекции на третьем этапе при построении множества С.

 

Невраева И.В. 

Все персональные данные и фотографии размещены с разрешения их обладателей.